Программа по развитию эмоционального интеллекта "Волшебный мир чувств"

 для подростков
 

Описание программы

 

Данная развивающая программа предназначена для подростков 12-15 лет (6-9 классы). Программа рассчитана на 10 занятий продолжительностью 1,5 часа один раз в неделю.
Актуальность. Эмоциональный интеллект – это способность понимать, различать, называть, выражать свои чувства. Эмоции являются энергетическим источником, основой выбора для мышления и поведения. Эмоциональные процессы выступают регулятором деятельности человека, повышая её эффективность или дезорганизовывая её. Находясь в тесной связи с процессами рефлексивными, вместе эти процессы связаны и с творческими процессами, что в широком смысле понимания творчества можно рассматривать как творчество своей жизни, раскрытие индивидуального потенциала личности.
Творческие возможности в принципе рассматриваются как адаптационный потенциал, позволяя человеку справляться с трудными жизненными ситуациями, в том числе кризисными, быстро восстанавливать свои ресурсы после стресса. В отсутствии творчества часто заключается причина психологического неблагополучия и корень многих болезней детей и взрослых.
Эмоциональность занимает центральное место в нашей повседневной жизни как способность ощущать внутренний резонанс, интерпретировать его, ведь всё происходящее с нами в жизни сопровождается ощущением внутренней затронутости. Поэтому эмоциям принадлежит главная экзистеницальная задача – обнаружение персонально значимых ценностей. Без ощущения внутренней затронутости затрудняется доступ к своим чувствам, и человек начинает искать мнимые смыслы – различные зависимости, рисковое поведение и т.д.
Именно в подростковом возрасте происходит активизация поиска осмысленности своей жизни, усиливается роль самооценки, для формирования адекватного уровня которой необходима сбалансированность когнитивного и эмоционального компонентов. Возраст 11-15 лет остаётся важным периодом для развития эмоционального интеллекта, требуются «тонкие перенастройки» в эмоциональной сфере, поскольку важной задачей возраста выступает обретение личностной автономии (одним из компонентов которой является эмоциональный), а эмоциональная привязанность к родителям, сформированная в младенчестве и детстве, также трансформируется. И эти важные изменения происходят на фоне значительных анатомических и физиологических изменений, возросшей эмоциональной лабильности детей, сильно дифференцированной самооценкой, стремлением к общению со сверстниками и т.д. В то же время возрастающие учебные нагрузки в школе приводят к повышению уровня тревожности.
Наиболее полно состояние подростка в этот период характеризует образ краба, сбросившего панцирь, когда старого уже нет, а нового ещё нет - уязвимость, ранимость, сверхчувствительность, «обнажённость» даже и беззащитность.
Важной задачей взрослых является повышение эмоциональной грамотности детей этого возраста, повышение стрессоустойчивости и эффективности общения.

Цель программы: Развитие эмоционального интеллекта подростков.

Задачи программы:

1. познакомиться с миром эмоций и чувств себя и другого;
2. подкрепить ценностное отношение к собственным эмоциям и чувствам;
3. развить навыки отслеживания, распознавания и выражения собственных эмоций и эмоций другого человека;
4. повысить уровень эмоциональной рефлексии;
5. развить навыки саморегуляции;
6. познакомиться с эмоциональным содержанием произведений искусства;
7. получить знания о возможности регуляции собственных эмоциональных состояний при помощи произведений искусства, арт-терапевтических техник.

Каждое занятие включает развивающий информационный 15-минутный блок (краткая интегрированная информация из области изобразительного искусства, литературы, музыки, истории, краеведения и т.д.), представленной в наглядной форме с показом презентаций и видеороликов. Так детям предлагается взгляд на обогащение внутреннего эмоционального мира, восприятие окружающего мира, эмоциональной рефлексии и т.д. Также предлагаются варианты, подходящие современным подросткам, по выражению себя, своих чувств и эмоций. Будет много общения в доброжелательной атмосфере, творческих упражнений, настольных и развивающих игр и др.

Краткое содержание программы
Занятие 1   Эмоции в нашей жизни
Занятие 2 Мои секреты
Занятие 3 Структура эмоциональных переживаний
Занятие 4 Распознавание и вербализация своего эмоционального состояния
Занятие 5 Восприятие невербальной информации
Занятие 6 Развитие эмоциональной устойчивости
Занятие 7 Дифференцирование своего эмоционального состояния
Занятие 8 Расширение эмоционального опыта
Занятие 9 Обучение релаксации
Занятие 10 Завершающее занятие



Запись на занятия

Чтобы получить более подробную информацию о развивающих программах и занятиях, заполните форму и укажите интересующее вас в разделе «Тема». Мы свяжемся с вами.
До встречи!